П.С. Щеглова

Добро пожаловать на сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного

вида № 11 "Журавушка" города Ставрополя

Щеглова Полина Сергеевна

учитель-логопед

 

 

 

 Звуковая культура речи

 

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР

 

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР (старшая группа)

 

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР  (подготовительная к школе группа)


 

Видео материал

Урок № 1

Урок № 2

Урок № 3

Урок № 4

Урок № 5

Урок № 6

 


Логоконсультация

Взаимодействие участников коррекционного процесса

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами наши педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

 Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

 Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно.

Когда нужна логопедическая помощь

Как правило, к 4 годам у ребенка речь уже сформирована и наблюдаются лишь некоторые речевые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.

К 6 годам у ребенка должны быть сформированы такие умения и навыки, как

- чистое произношение и умение различать звуки;

- грамматически правильное изложение своих мыслей;

- умение различать смысловые оттенки слов.

Если вы обратили внимание на то, что у ребёнка возникают сложности в общении, следует провести логопедическое обследование у специалиста. Нарушения без квалифицированной помощи логопеда, закрепляются и в дальнейшем их сложнее, а в отдельных случаях и вообще невозможно исправить. При проведении своевременных и систематических логопедических занятий ребёнок может полностью преодолеть свой речевой дефект.

Важно вовремя предупредить и устранить речевые проблемы. Речевое развитие влияет на качество обучения и эмоциональное развитие ребёнка; ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может ясно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер; к 6 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживать за них, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Встречи ребёнка с логопедом проводятся индивидуально. Во время первичной консультации учитель-логопед проводит обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, словообразовательного процесса, слоговой структуры слов, грамматического строя речи, связной речи ребёнка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта речи, подбирает индивидуальную коррекционно — развивающую программу для каждого ребенка. На логопедических занятиях специалист оказывает необходимую коррекционную помощь детям. Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе можно, если занятия для ребёнка будут эмоционально приятными, поэтому они проводятся с учётом настроения и особенностей развития ребенка.

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Первый (1-2 года жизни)

 Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14 -18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

 Второй критический период ( 3 года)

 Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласности в работе центральной нервной системы ( речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассгласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Возникающие на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В литературе они иногда обозначаются как эволютивные, т.е. связанные с возрастной фазой развития: например, " эволюционное заикание".

Третий критический период (6-7 лет)

Начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предьявлении повышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности с возникновением заикания.

Общие правила для родителей

- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

  - Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью.

  - Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.

  - Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым.

  - Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.

  - Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

  - Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.

 Этапы речевого развития

Несомненно, каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы все получалось.

 Начинать заниматься с ребенком надо уже с самого рождения. Причем внимание надо уделять сразу многим вещам - крупной и мелкой моторике, зрительному и слуховому восприятию, речи, интеллекту, эмоциям и т.д.

 Чтобы помощь была эффективной, взрослому необходимо четко представлять, что должен знать и уметь ребенок в данный конкретный период своего развития. И уже с учетом этого строить свои занятия.

Для каждого возрастного периода существуют нормы речевого развития. Предлагаем вашему вниманию эти периоды:

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорожденных по таким реакциям:

 * Изменения общей двигательной активности.

 * Сморщивание лба.

 * Движения век.

 * Вздрагивания.

 * Изменения ритма и частоты дыхания.

 * Поворота глаз и головы к источнику звука.

 * Торможения сосательных движений.

 На 3-4 – ой неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ

Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звукаами.

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в –и и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков.

 ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков какадом: аль –ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом.

СЕДЬМОЙ – ВОСЬМОЙ МЕСЯЦЫ

Для развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, т.к. малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.

 ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ

Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонаци. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции.

 Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

ОДИННАДЦАТЫЙ – ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ

Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.

 Первые слова – это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.

2 года

1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

 2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.

 3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

 4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).

 5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

 6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.

 7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

 8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.

 9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

 10. Неустойчивое произношение многих слов:звук товыпадает, то заменяется, то произносится верно.

 11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

 12. У части детей слабый, тихий голос.

3 года

1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

 2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

 3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

 4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

 5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.

 6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

 7. Понимает несложные сюжетные картинки.

4 года

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

 2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

 3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

 4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

 5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

 6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

 7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

 8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

 2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.

 3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.

 4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

 5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

 6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

 7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Дата последнего обновления страницы 01.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»